Гильдия антикваров Украины

RSS UA RU

События

11.05.2010

Современное искусство на Christie’s и Sotheby’s

ЭНДИ УОРХОЛ Автопортрет. 1986
11 и 12 мая Christie’s и Sotheby’s проведут крупные торги произведениями послевоенного и современного искусства

Высокими эстимейтами в каталогах хвастаются не только классики типа Уорхола, Кляйна и Ротко, но и сегодняшние звезды, чей рынок во времена спекулятивной лихорадки бил все возможные рекорды, а с концом арт-бума как-то приутих и приуныл. В числе последних — Джефф Кунс (Jeff Koons), Ричард Принс (Richard Prince) и Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan). Раззадоренные рекордами в сегментах старых мастеров (Рафаэль) и модернизма (Альберто Джакометти, Пабло Пикассо), аукционные дома ожидают, что и современное искусство скоро вернется к докризисным ценовым уровням. Тем не менее ценовой индекс этого сегмента все еще остается на уровне мая 2009 года.

11 мая на Christie’s появится 49 лотов; 29 из них имеют потенциал преодолеть отметку в миллион долларов. В соответствии с тенденцией последних лет блокбастером номер один станет работа Энди Уорхола (Andy Warhol), который по объему рынка уступает лишь Пикассо. Его «Серебряная Лиз» оценена в 10–15 миллионов долларов. Стоит отметить, что сестра-близнец этой Лиз принесла в ноябре 2002 года 4 миллиона, так что если картина будет продана на Christie’s за сумму в пределах эстимейта, то это будет значить, что меньше чем за восемь лет она прибавила в цене 150 %. Всего на аукцион будет выставлено шесть Уорхолов; если все они уйдут по верхнему эстимейту, то итоговая сумма составит аж 45 миллионов. Предварительную оценку от 7 до 12 миллионов получила картина «Холли Соломон» — девять портретов известного арт-дилера.

ЭНДИ УОРХОЛ Серебряная Лиз. 1963ЭНДИ УОРХОЛ Серебряная Лиз. 1963
Источник: christies.com
ИВ КЛЯЙН Антропометрия «Бизон» — ANT 93. 1960-1961ИВ КЛЯЙН Антропометрия «Бизон» — ANT 93
1960-1961. Источник: christies.com

Еще один топ-лот — «ANT 93, Бизон» Ива Кляйна (Yves Klein), который считается одним из самых значительных французских художников второй половины ХХ века. Эта работа является «антропометрией» — то есть картиной, «кистью» для которой послужило обнаженное тело модели. Произведение выполнено в «фирменном» кляйновском синем цвете International Klein Blue, который он даже запатентовал. Эстимейт — 8–12 миллионов долларов.

Christie’s также удалось заполучить 31 произведение из коллекции сценариста, режиссера и продюсера Майкла Крайтона (Michael Crichton), среди которых две важные работы Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg) — «Трапеция», в октябре 1972-го купленная за 42,5 тысячи, а сегодня оцененная в 5–7 миллионов, и «Картина из мастерской», которая от заплаченных за нее в ноябре 1982 года 350 тысяч выросла до сегодняшнего эстимейта 6–9 миллионов. И конечно, музейного качества «Флаг» Джаспера Джонса (Jasper Johns), выполненный в технике энкаустики. Его предварительная оценка составляет 10–15 миллионов.

У Sotheby’s тоже будет сверхдорогой Уорхол: монументальный «Автопортрет» (его размер — почти три на три метра). Эстимейт у картины такой же, как и у «Серебряной Лиз», — 10–15 миллионов. Возможно, она станет самым дорогим в истории уникальным автопортретом художника (текущий рекорд — 11 миллионов долларов за «Автопортрет. Зеленый камуфляж»). В ноябре 1986 года Sotheby’s продал «Автопортрет за 26 тысяч.

Это не единственная многомиллионная работа художника, которую богатые покупатели могут приобрести на торгах: «Цветы» получили эстимейт 5–7 миллионов, «Авиамарки» — 2,8–3,5 миллиона. Последнюю, между прочим, в 2005 году продали за 900 тысяч.

Оптимистичный эстимейт — 2–3 миллиона долларов — дали картине Филипа Гастона (Philip Guston) «Тюрьма». Произведения этого мастера не приносили семизначных сумм с 2008 года. Столько же надеются выручить за стальной паровозик Джеффа Кунса (под названием Jim Beam — J.B. Turner Engine). Между прочим, 13 мая прошлого года эта скульптура ушла на Christie’s за 2 миллиона. Тогда она превысила свой верхний эстимейт в два раза, из чего был сделан вывод, что работа имеет потенциал дальнейшего ценового роста. А инсталляцию Маурицио Каттелана, в которой скульптура художника «выглядывает» из дыры в полу, оценили в 3–4 миллиона долларов, при том, что ее предыдущий аукционный результат составлял 1,8 миллиона (2004 год, Christie’s).

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть главную голубую фишку — Марка Ротко. За безымянную композицию в оранжевом цвете хотят получить 18–25 миллионов. С осени 2008 года, когда на торгах бесславно провалилась еще одна хорошая картина художника — «№ 43 (Темно-бордовый», оцененная в 20–30 миллионов, — творений Ротко такого класса на аукционах не появлялось. Судя по головокружительным эстимейтам лотов, верхний сегмент рынка страдал от кризиса весьма недолго. С другой стороны, можно обратить внимание на то, что в каталогах отсутствуют произведения современных художников из Китая, Японии и Индии (за исключением Аниша Капура (Anish Kapoor), который с равным успехом может быть отнесен к англичанам).

Материал подготовила Юлия Максимова, AI

 

artinvestment.ru